Русский ампир (1801-1825)
Русскому ампиру, стиль которого окончательно выработался уже в первые годы царствования Александра I (1801-1825), были присущи свои самобытные черты. Девизом его можно считать слова архитектора К. И. Росси : «Цель не в обилии украшений, а в величии форм, в благородстве пропорций, в нерушимости».
Одним из основоположников ампира в русской архитектуре считается Анри Луи Огюста Рикар де Монферрана. Французский зодчий был приглашен в Россию для строительства крупнейшего православного храма в Санкт-Петербурге — Исаакиевского собора.
Особенность русского Ампира — это сочетание строгих форм и яркой отделки. Мебель делали из ценных пород дерева или имитировали их. А текстиль был богат красками, золотыми орнаментами. При всей красоте ампирной мебели, был в ней один очень существенный недостаток - она не располагала к комфортному отдыху. Предметы для сидения были весьма неудобны и жестки, вечно со всех сторон что-нибудь резало, кололо, давило. Она подходила для людей с военной выправкой, так как сидеть на ней необходимо было вытянувшись, не касаясь неудобных спинок. Эта мебель была больше рассчитана на требования глаза, чем тела.
Поэтому уже после падения Наполеона в Европейской мебели начинают проглядывать черты более комфортного стиля бидермейер (1815-1848)
Постампир - бидермейер в России получает развитие во второй четверти 19 века, в годы правления Николая I (1825 – 1855). Бидермейеру мы обязаны появлением большого числа практичных и удобных в быту типов мебели. Появляется большое число комодов, шкафов, секретеров и письменных столов с разнообразными по конструкции ящиками, столов с раздвижными, откидными или выдвижными столешницами.