Арт-деко (1919-1940)
Арт-деко? дословно «декоративное искусство», от названия парижской выставки 1925 года
Exposition Internationale des Arts D?coratifs et Industriels Modernes.
Арт-деко – это стиль звезд, это скругленные, “обтекаемые” формы мебели, хромированные ручки на деревянных мебельных фасадах, скульптурные композиции женских фигур в экспрессивных, почти неестественных позах, и экзотические природные материалы в отделке – слоновая кость, змеиная кожа, кожа ската или крокодила. И вместе с тем его приверженцы считают, что форма и цвет важнее декора; при этом используются абстрактные мотивы и яркие, экспрессивные цвета.
Стиль арт-деко также имеет значительное влияние таких художественных направлений, как кубизм, конструктивизм и футуризм. Отличительные черты — строгая закономерность, смелые геометрические формы, этнические геометрические узоры, богатство цветов, щедрые орнаменты, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро). В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах арт-деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма.
В мебели его воплощал Жак-Эмиль Рульманн — самый известный из дизайнеров мебели той эпохи и, возможно, последний из классических парижских ?b?niste (краснодеревщиков). Кроме того, характерны работы Жана-Жака Рато, продукция компании «S?e et Mare», ширмы Эйлин Грей изделия из кованного металла Эдгара Брандта, металла и эмали швейцарца еврейского происхождения Жана Дюнана, стекло великого Рене Лалика и Мориса Марино, а также часы и ювелирные изделия Cartier.
Символом арт-деко в декоративно-прикладном искусстве стала скульптура из бронзы и слоновой кости. Вдохновляясь «Русскими сезонами» Дягилева, искусством Египта и Востока, а также технологическими достижениями «века машин», французские и немецкие мастера создали уникальный стиль в малой пластике 1920-х — 1930-х гг., который поднял статус декоративной скульптуры до уровня «высокого искусства».
Хотя термин арт-деко возник в 1925 г., он не был часто употребляемым до смены отношения к этой эпохе в 1960-х. Мастера стиля арт-деко не входили в некое единое сообщество. Движение считалось эклектичным, находившимся под влиянием нескольких источников.
Арт-деко в России можно определить как постреволюционный конструктивизм и функционализм (1917 - 1928). Стиль Арт-деко оказал заметное влияние на архитектуру 30-х годов, явившись, наряду с постконструктивизмом и неоклассицизмом, одним из источников сталинской архитектуры. С сильным влиянием этого стиля был построен, ряд станций Московского метрополитена: первая очередь (Сокольническая линия), несколько станций второй очереди (Замоскворецкая линия, например, станция «Аэропорт»).
Положительными моментами в оформлении арт деко стиля считаются:
1. роскошь оформления;
2. применение дорогостоящих отделочных материалов (мрамора, кожи, бархата, красного дерева, металла, стекла, натурального меха, шелка);
3. активное использование позолоченных и хромированных деталей в интерьере;
4. оригинальная ценная мебель;
5. функциональность интерьера;
6. утонченность отделочной расцветки;
7. строгая геометрическая узорчатость;
8. использование в качестве напольного покрытия глянцевой плитки либо блестящего паркета;
9. яркое массивное освещение.
В арт деко практически нет ограничений для использования различных материалов. Это может быть сочетание дерева, пластика, стекла, металла в разнообразных комбинациях.