Бидермейер (середина XIX в.)
Бидермейер, Бидермайер ( нем. Biedermeier) — художественный стиль, направление в немецком и австрийском искусстве, (архитектуре и дизайне), распространённый в 1815—1848 годах.
Мебельный стиль бидермейер существовавший до революций 1848 года привнес в буржуазное жилище скромный мебельный мир с налётом сентиментальности. Более поздняя, высокомерная эпоха эклектики и дала этому стилю насмешливое прозвище "бидермейер" (слово "бидермейр" - "бравый господин Мейер" - как синоним мещанства ввел в обиход поэт Эйхродт).
От холодного, аристократического ампира бидермейер унаследовал основные принципы построения и лаконизм. Однако это не архитектурный стиль; с наибольшей полнотой он проявился в мебельном искусстве и интерьере. Основная идея стиля бидермейер заключается в том, что каждый элемент пространства помещения должен иметь утонченную элегантность, с акцентом на конструкцию и функциональность. Сочетание различных объектов невероятной красоты было важным принципом создания нового интерьера. Буржуазному сознанию отвечали такие стилевые формы, в которых главный упор был на практичности.
Выбирая мебель для оформления интерьера в стиле бидермейер первые критерии, на которые стоит обращать свое внимание это прочность и удобство. Что касается формы, то для данного стиля характерна мебель с небольшой изогнутостью в области спинок и ножек. Сама мебель обязательно должна быть изготовлена из натуральных и прочных сортов древесины, таких как дуб.
Критерием же полезности бытовой вещи, мебели, предмета интерьера считались, прежде всего, прочность, доброкачественность и удобство. В 1808 году в Англии начал выходить журнал "Repository of Arts", на страницах которого воспроизводились проекты образцовых предметов мебели. Первое время это были проекты мебели в духе поздних образцов Шератона, Хоупа и Смита, но постепенно наряду с ними появились предметы мебели в стиле бидермейер, с изогнутыми формами и точёными деталями. Позднее, около 1820 г., к ним присоединился ещё и псевдоготический резной декор.
Отличительные признаки мебели бидермейера - плавно изогнутые спинки и подлокотники кресел, диванов, стульев, гнутые и точёные ножки столов и секретеров. Никогда раньше мебель не была столь "мебельной" по характеру, то есть свободной от архитектурных излишеств и чужеродного декора. Простота мебельных форм компенсировалась яркой расцветкой обивок и функциональной практичностью мебельных конструкций. По примеру английских мебельных мастеров столяры бидермейера создавали различные типы "комбинированной" мебели; раздвижные столы, столики и бюро с выдвижными и откидными столешницами, стулья и столы, трансформируемые в библиотечную лестницу. В начале XIX века розовое или красное дерево выступало в качестве основного материала, тогда как позднее его сменила фанеровка из ореха и светлые породы дерева; черешня, груша, клен, тополь и ясень.